Новости . 2 марта 2017 года. Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин

Выставка «Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин» объединяет художников одного поколения, каждый из которых по-своему отразил специфику своего времени. Дмитрий Жилинский смотрел на современность глазами мастера эпохи Возрождения; Игорь Обросов был ярким представителем «сурового стиля»;
Оскар Рабин стал лидером нонконформизма — в 1974 году он инициировал первый несанкционированный (а потому разогнанный властями) показ работ неофициальных советских художников, который вошел в историю искусства под названием «Бульдозерная выставка».

Отказавшись от устоявшегося противопоставления официального и неофициального, и, как следствие — от истории искусства как истории отдельных группировок, направлений и «тусовок», куратор проекта Петр Баранов предлагает зрителю взглянуть на современную художественную эпоху как на единство противоположностей, сложившееся из творчества хотя и очень разных, но отнюдь не антагонистичных мастеров. Это три взгляда на одну эпоху, три авторских мифа, каждый из которых имеет последователей среди современных российских художников (их работы будут представлены на нескольких экранах в качестве мультимедийного дополнения к проекту).

Выставка «Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин» — первая в ряду торжественных событий, приуроченных к 90-летию Дмитрия Жилинского, который своим творчеством доказал, что между классической традицией и современным искусством нет непреодолимых противоречий. Проект, объединяющий более 80 работ из собраний художников и их семей и произведения из коллекций Валерия Дудакова, Тамаза и Иветы Манашеровых, Игоря Маркина и Лики Семеновой, призван также стать свидетельством высокого уровня коллекционирования в нашей стране.

«Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин» — третья выставка цикла «Всегда современное», который объединяет работы художников разных поколений, демонстрируя не столько разницу между ними, сколько преемственность художественных эпох начиная с авангарда и заканчивая современным искусством. В апреле 2016 года в павильоне № 66 на ВДНХ открылась первая выставка цикла «Всегда современное. Искусство XX–XXI вв.», на которой были показаны знаковые работы советских и российских художников с начала XX века до сегодняшнего дня — от Ивана Клюна и Александра Дейнеки до Эрика Булатова и Игоря Макаревича. Осенью 2016 года был показан междисциплинарный проект куратора Дмитрия Ликина «Время кино», в котором работы современных художников вступали в своеобразный диалог с кинолентами из золотого фонда российского кинематографа — от лент Якова Протазанова, Николая Экка и Григория Александрова до фильмов Алексея Балабанова.

Оскар Рабин, художник:

«В Советском Союзе разделение на официальное и неофициальное было искусственно спровоцировано государством. Причем разделение это касалось не только искусства и культуры в целом, но и всех аспектов тогдашней жизни. Живя в СССР, я относился к лагерю непризнанных художников, художников “неофициальных”, но только милиция считала меня тунеядцем. Сейчас этого искусственного разделения на официальное и неофициальное нет, художник сегодня может быть просто художником. Поэтому я могу только приветствовать выставку, на которой мои работы будут соседствовать с произведениями прекрасных авторов, моих коллег Дмитрия Жилинского и Игоря Обросова».

Ивета Манашерова, коллекционер

«Работы Оскара Рабина в нашей коллекции появились после нашего знакомства с художником в начале нулевых. Как лидер “Лианозовской школы” и теоретик искусства он стал для нас важнейшей фигурой среди шестидесятников и художников следующих поколений, на которых он, несомненно, повлиял. Помимо этого он очаровал нас как человек. Насколько странным или не странным кажется мне соединение работ Рабина с работами Обросова и Жилинского? Последние исследования и выставки, например, недавно открывшаяся в Третьяковской галерее “Оттепель”, говорят о том, что не стоит жестко делить послевоенное российское искусство на два лагеря. Гелий Коржев дружил с Дмитрием Краснопевцевым, Владимир Вейсберг был членом Союза художников СССР, не имея при этом профессионального образования, и так далее. И Жилинский, и Обросов, и Рабин — часть своего времени. Да, основным направлением той эпохи был реализм, но и то, что изображал Рабин, тоже было реализмом, реализмом другой стороны жизни».

Петр Баранов, куратор:

«Сегодня как никогда актуально знать свою историю: историю своей страны, своей семьи и своего искусства. Работая над выставкой "Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин", я хотел на примере трех титанов русского искусства рассказать не только об эволюции отечественной живописи, но и о нескольких эпохах в истории нашей страны. Каждый из художников прожил длинную, сложную, но чрезвычайно плодотворную творческую жизнь, тесно переплетенную с историей нашей страны, прошедшей через репрессии, Отечественную войну, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпохи. Все это нашло отражение в искусстве Жилинского, Обросова и Рабина, которые не только стали важными фигурами в искусстве второй половины XX и начала XXI века, но и активно повлияли на художников, которые работают здесь и сейчас».