Игорь Обросов . Статьи . Ко дню памяти И.П. Обросова

Виктор Линник. Главный редактор газеты «Слово».
«Ну конечно, шестидесятые – совпали с расцветом во многих областях нашей жизни, в культуре, прежде всего. Шестидесятые открылись полетом Гагарина, поэтому для нас это было окрыляющее время, и то, что Игорь Обросов воплотил его в портретах – это тоже знаменательно, и не случайно, потому что Игорь воплотил в своем творчестве весь двадцатый век – его трагичность, его взлеты, и это очень хорошо в его творчестве видно».

Леонид Козлов. Художник.
«Он настолько глубинный в каждой теме, до которой дотрагивается, что выделить просто невозможно, настолько все серьезно пропущено через сердце, смотришь на то, что знакомо по учебникам истории, но в его картинах все это имеет совсем другую окраску – духовную, эмоциональную, живую, пережитую этим человеком. История страны прошла через него, и этим ценна любая его тема, какой бы он не занимался».

«Русская деревня» занимает одно из главных мест в творчестве Игоря Обросова. Он не просто писал деревню и переживал за нее, он всей душой стремился участвовать в ее жизни. «Всю Россию не обустроишь, — пояснял художник, — но можно помочь хотя бы одной деревне». В деревне Обросово, где Игорь Павлович часто проводил время, — он построил школу, с благодарностью к учителям, которые остаются еще преподавать деревенским детишкам. Около школы восстановлен и старый дом, в котором обосновалась детская художественная школа. И именно Игорь Павлович явился инициатором возведения часовни в деревне Обросово. Так автор серии картин «Прощание с деревней» стремился изменить грустные одинокие деревенские пейзажи, воплощенные на его полотнах, возвращая им полноту жизни, которую помнит сам.

Дарья Обросова. Дочь Игоря Обросова. (На выставке в Новом Манеже «Художник и Творец. О жизни и о себе», 2010 г.)
«В этом зале экспозиция составлялась таким образом, чтобы можно было рассмотреть картины с большого расстояния. Образ складывается более полноценный. Когда я подхожу к картинам отца, у меня мистическое ощущение, что я вхожу в картину. Цвет очень влияет на эмоциональное состояние, я, например, люблю смотреть черно-белое кино, люблю черно-белую фотографию, поэтому на меня работы отца производят колоссальное впечатление. Мне кажется, что черно-белые работы создать достаточно сложно, и они дают возможность каждому человеку по своему отнестись к образу портрета или картины, что-то самому дочувствовать, додумать, художник дает такую возможность быть зрителю эмоциональным участником картины».

Удивляет не только талант, но сила духа и мужество Игоря Обросова. Трудно представить переживания художника изо дня в день, работающим перед монументальным полотном, посвященным жертвам сталинских репрессий.

Игорь Обросов. Народный художник России. ( у картины об аресте отца, на выставке в Новом Манеже «Художник и Творец. О жизни и о себе», 2010 г.)
«Вот ожидание, в то время, если где-то загорелся свет, значит за кем-то пришли. Вечерами закрывались и ждали стука в дверь. Какой-то шум во дворе – машина подъехала, с тревогой прислушивались, так было и у нас».

Борис Мессерер. Народный художник России. (На персональной выставке Игоря Обросова в Академии художеств)
«Вы видите все эти сталинские кошмары, в то время, когда все пытаются это замолчать с невинным выражением лица, Игорь пишет это со страстностью, это суровая правда нашей жизни»

Павел Никонов. Народный художник России. ( На выставке в Новом Манеже. «Художник и Творец. О жизни и о себе», 2010 г.)
«Игорь — человек высокого гражданского долга, это видно и в его творчестве, и это прочитывается в его колоссальной напряженной общественной деятельности, в которой он начал еще в самом начале своего творческого пути, поэтому все, что он сделал в искусстве, очень созвучно с его размышлениями о жизни страны, о судьбах нашего изобразительного искусства. Я в его мастерской часто бывал, и все эти работы, конечно, видел, и на разных выставках тоже, но надо сказать, что именно здесь, в Манеже он выиграл, как художник, потому что выглядит невероятно цельно, и тут даже важно не выискивать преимущества каждой картины, тут важно увидеть его как художника, как явление».

Владимир Наумов. Режиссер. (На персональной выставке Игоря Обросова в Академии художеств)
«Гениальный художник Веласкес в свое время написал портрет Папы Иннокентия Х, тот посмотрел, он ему ужасно не понравился, он сказал «troppo vero», что по латыни означает: «слишком правдиво», художник написал не поверхностно, а суть, так и Обросов пишет «слишком правдиво».

Николай Никогосян. Народный художник России.
«Игорь Обросов – это лицо двадцатого века. Про него нельзя сказать «мне это нравится, а это – «ничего». Я счастлив, что я жил в его эпоху, вернее, он жил в мою эпоху, потому что я старше его, и до сих мы дружим, почему? потому что мы, каждый из нас, делаем свое дело».

Игорь Павлович Обросов (1930-2010 гг..)
Народный Художник России
Лауреат двух Государственных Премий (1989г., 2002г.)
Академик Российской Академии Художеств

ИГОРЬ ОБРОСОВ. Выставка «ХУДОЖНИК — ТВОРЕЦ. О ЖИЗНИ И О СЕБЕ».

Новый Манеж. Георгиевский переулок. С 28 апреля до 12 мая 2010 г.

Его называют «мастером черного цвета». Для большей части полотен Обросова служит драматический черный. В светлом пространстве Нового Манежа черные картины Обросова создают почти нереальное метафизическое ощущение черного и белого. Так называется известный сборник рассказов Игоря Павловича. Так он сам, живописец и график определяет конфликт и гармонию всего, с чем связаны его жизнь и творчество.

Игорь Павлович Обросов родился за 10 лет до войны. Его мама, сама мечтавшая о карьере художника, прекрасный акварелист, привившая детям любовь к живописи, стала врачом. Во время войны она спасла сотни раненых, работая главным врачом военного госпиталя. Отец – крупный ученый-медик, профессор Павел Николаевич Обросов был репрессирован в тридцать седьмом и сразу расстрелян. Трагедия тридцать седьмого коснулась и судьбы старшего брата Андрея. Но репрессированный Андрей Обросов в годы войны бежал из лагеря на фронт. Под Сталинградом был ранен, и снова попал в заключение, проведя в целом пятнадцать лет жизни в лагерях. «Я думаю, что история моей семьи, моих родителей, моих братьев — это история нашего Отечества» — говорил Игорь Обросов. За триптих, посвященный отцу, Игорь Павлович Обросов в 1989 году удостоился Государственной премии.

«Когда я смотрю на свой портрет, написанный Обросовым, — говорит народный художник

Павел Никонов, — меня охватывает противоречивое чувство, подобное которому я испытываю, слушая рассказы близких о себе, — и то, что я полностью не узнаю себя на портрете Обросова, как раз и доказывает всю его точность обо мне. Как всякому человеку не дано узнать себя сразу, целиком, до конца».

В 55 году Игорь Обросов тогда еще недавний выпускник Художественного Промышленного училища принес в редакцию журнала «Юность» свои первые эскизы обложки. Именно они надолго определили художественно-графический стиль издания. Со времени основания журнала в редакции его собирался весь цвет московской интеллигенции. Портреты многих представителей того блистательного круга, написанные Игорем Павловичем хранятся в его мастерской, частных коллекциях и государственных музеях.

Творческий путь Игорь Обросов начинал как график, и именно в графике, — считают искусствоведы тогда на рубеже 50-60-х годов «художники сумели выразить все оттенки чувств и мыслей, в то время, когда в советскую живопись и скульптуру вошел герой «достаточно односложный». Многие художники шестидесятники противопоставили этому герою совершенно иной мир – мир сложных переживаний. Самые видные из них, оказавшие наибольшее влияние на искусство, определили в нем новое направление». Их породила «оттепель», отвергнувших «показуху» и принцип соцреализма выдавать желаемое за действительность. Павел Никонов, Николай Андронов, Виктор Попков, Таир Салахов, Игорь Обросов составили плеяду основоположников «сурового стиля».

Когда то Игорь Павлович написал портрет своей дочери Даши, молодой девушкой покидающей деревенский дом. И уже тогда полотно это стало не только личной историей. «Прощание с деревней» — целая эпоха, которую мы пережили, — говорит художник. И эта история читается в названиях полотен «Покинутая деревня», «Брошенный дом», «Солдатские вдовы».

Портреты старых женщин – реальные истории и прототипы образов легко узнать в рассказах художника. Первые литературные произведения Игоря Обросова были напечатаны в журнале «Юность», затем в журнале «Дружба народов». Сюжет «Меж высоких хлебов» из авторского сборника «Черное и белое» стал известен как радиопостановка. Это и вдохновило Обросова создать театральные образы к своим живописным полотнам. Так появились маски — портреты женщин – последних и одиноких жительниц русских деревень. Грустные и трагичные лица, смотрящие из картин, как и окон деревенских домов.

«Солдатские сны». В триптих, посвященный Великой Отечественной включил картину, в которой черное и белое Обросова столкнулись в особенно трогательном сюжете. Нежные, почти прозрачные женщины, сияющие, прекрасной белизной, обнимают своих возлюбленных мужей, спящих в черных солдатских шинелях.

В картине «Провожая и встречая эшелоны» центральная фигура – мама Игоря Обросова Татьяна Серова – главный врач военного госпиталя.

«Все главное в жизни художника происходит в мастерской – рассказывал Игорь Обросов, — ведь большая часть жизни отдается полотнам». В его творческой мастерской на Поварской улице близ Арбата были написаны почти все его картины – портреты близких, друзей, любимых, портреты особенной Москвы Игоря Обросова. «Есть на Воробъевых горах удивительная ротонда, — вспоминал художник, — но мало кто знает, что есть в Москве набережная Пушкина напротив Фрунзенской набережной. Патриаршие пруды, Нескушный сад, он опоэтизировал свои ежедневные прогулки во многих живописных пейзажах, и его сдержанная палитра придает любимым улицам особенное очарование и нежность.

Франция и Германия в быстрых рисунках – впечатления о путешествиях в серии пленэрных работ. Но Норвегии Игорь Павлович сделал серьезные посвящения. Монументальные полотна создавались уже в московской мастерской, и непременно под музыку Грига, — признаваля художник.

«Для меня всегда была важна личность, — говорил Игорь Обросов. Создавая портреты москвичей, я всегда писал людей выдающихся характером, силой духа, благородных». Так возникла галерея портретов наших современников, в лицах которых художник описал целую эпоху, романтическую и суровую, наполненную событиями трагическими и счастливыми. Галерею, которую открывают портреты родителей, продолжают легендарные «шестидесятники» — замечательные современники художника.

Текст и фото: Александра Загряжская